Окт 14

Как вернуть каратэ былую славу

Автор: admin | Категория: ВИДЕО, Каратэ, Обсуждения, Рассуждения, Рассылки, Старое и новое | Опубликовано: 14-10-2019

Кто в теме боевых искусств, обязательно прочтите эту статью до конца, не поленитесь.
Затронута важнейшая тема сохранения традиционных боевых искусств.
Речь о том, как вернуть каратэ заслуженное место в пантеоне самых эффективных боевых систем, которое оно потеряло в последнее десятилетие.

Илия Йорга и Владимир Йорга

Что может сделать каратэ лучше, и что для этого необходимо?

Для меня эта тема чрезвычайно важная и актуальная.
Ведь, несмотря на то, что многие считают, что я какой-то ненавистник и «отщепенец» от каратэ, который только и «топит» за ММА – это не соответствует действительности.
Я более 30 лет в традиционном каратэ Фудокан и Шотокан, 5 Dan и мастер спорта России по каратэ.
И в мои планы никак не входит завязывать с этим делом. Ведь с каратэ связана вся моя сознательная жизнь.

Но тогда почему же я, по мнению многих, против каратэ?

Нет, я не против… Просто я критично подхожу к ряду вопросов, на которые долгие годы искал ответы, и, как мне кажется, нашёл.

Есть несколько аспектов, которые мне не нравятся в современном каратэ.
И вот их я и разберу, а также предложу свои варианты решения самого сложного вопроса, вынесенного в заглавие этой статьи.

Читать полностью, кликнув на заголовок статьи …

Есть проблемы, в понимании которых сходятся даже самые непримиримые ревнители каратэ.

1. Им (и мне, в том числе) не нравится тотальное «оспортивливание» каратэ. Нет, не в плане развития спорта, как единоборства.

Хотя и это тоже… 
Но как создание глобальной бюрократической, номенклатурной, коммерческой машины – организации (сети организаций), главной целью которой является не развитие мастерства, а поддержание своей жизнедеятельности и рост.

Т.е., современное каратэ со всеми его школами – это вид коммерческой деятельности в первую очередь. И совершенно понятно, почему настоящим будокам это не по нраву – ведь от боевого искусства здесь очень немного.
Есть, правда будоки и в спорте. Они мирятся со сложившейся ситуацией, как с неизбежным злом, играют в эту игру по предложенным правилам и умудряются даже прогрессировать и совершенствовать своё мастерство не только в рамках чистого спорта.

2. Мне не нравятся сами каратэки. 
Не все, но многие. Я понимаю, что это моя проблема, а не их. Но я могу обосновать свою позицию. Причём уверен, что с ней согласятся многие.
Мне не нравится то, что абсолютное большинство каратэк, особенно из тех, кто сумел добиться каких-то значимых результатов (высоких данов и разрядов), с годами становятся крайне упёртыми консерваторами, считающими, что менять ничего не нужно.
Это самый настоящий кризис «среднего возраста». Только не в социальной сфере в целом, а в каратэ.
Наступает такой момент, когда все значимые достижения и основной процесс обучения уже позади. Учителя не могут дать что-то исключительно новое.
Расти дальше можно только придумывая себе самому какие-то аспекты, которые ещё не достигнуты. Хотя самым значимым достижение уже начинает считаться удержание завоёванных позиций.

Т.е., более важным становится «не потерять» нежели «приобрести».
Восприимчивость к новому, а тем более новому, отличному от хорошо знакомого, утрачивается на долгие годы и появляется только в старости, когда мудрость, если она приходит, способна отбросить ложную гордость и упёртость.
Именно тогда многие, понимая, что сами уже не способны сами исполнить новшества, тем не менее начинают давать ученикам то новое и переосмысленное, что этими учениками воспринимается, как «те самые» сокровенные знания.
Иногда это перерастает в развитие нового направления или стиля, иногда просто обогащает старое направление.

Именно поэтому патриархи старых ортодоксальных и традиционных направлений часто более открыты новым веяниям и трендам, чем самые лучшие их ученики.
В качестве примера могу взять того же Морио Хигаонну, который и истинным интересом вникает во многие новые темы.
Так его очень в своё время заинтересовала разработанная мной макивара МБШ, которая сейчас чрезвычайно популярна во всём Мире.

——————-
Современная профессиональная макивара — это высокотехнологичный снаряд с большим набором уникальных свойств и механизмами, позволяющими регулировать эти свойства.

МАКИВАРА — Это именно то, что необходимо любому практику.
Лучшие профессиональные макивары на www.makiwara.ru
У бойца должно быть оружие. Если это руки, то и они должны стать оружием.

Заказать макивары МБШ или Камертон Шилова:
+79065142414 WhatsApp или Viber
shilovbudoshin@mail.ru
——————-

Казалось бы, что может быть более традиционным, чем конструкция традиционной макивары.
Но она была доработана, и на стыке традиции и новаторства появилась самая совершенная на настоящий момент конструкция упругой макивары с регулируемой силой сопротивления.

И вот старые мастера это сразу оценили и приняли на вооружение.
Так же поступил и Илия Йорга – основатель стиля Фудокан. Он сразу отметил полезные новации и принял на вооружение.

Илия Йорга и Михаил Шилов с макиварой МБШ

——————-
Современная профессиональная макивара — это высокотехнологичный снаряд с большим набором уникальных свойств и механизмами, позволяющими регулировать эти свойства.

МАКИВАРА — Это именно то, что необходимо любому практику.
Лучшие профессиональные макивары на www.makiwara.ru
У бойца должно быть оружие. Если это руки, то и они должны стать оружием.

Заказать макивары МБШ или Камертон Шилова:
+79065142414 WhatsApp или Viber
shilovbudoshin@mail.ru
——————-

Казалось бы, что может быть более традиционным, чем конструкция традиционной макивары.
Но она была доработана, и на стыке традиции и новаторства появилась самая совершенная на настоящий момент конструкция упругой макивары с регулируемой силой сопротивления.

И вот старые мастера это сразу оценили и приняли на вооружение.
Так же поступил и Илия Йорга – основатель стиля Фудокан. Он сразу отметил полезные новации и принял на вооружение.

Но и это не всё! Она преподаётся не факультативно – в соревнования тоже отдельной дисциплиной введена борьба.
А в скором времени, возможно, будут изменены правила соревнований по кумитэ, где для элементов борьбы и их оценки будет предусмотрена большая свобода.

3. Ну а самое важное, что мне не нравится в современном каратэ – это то, что среди тех, кто должен заниматься тем, чтобы развивать каратэ, как боевое искусство, сохраняя его в рабочем актуальном состоянии, самое большое количество противников развития и прогресса в каратэ.

Противников тому, чтобы сохранить каратэ способным на равных противостоять в любых условиях любому противнику, вне зависимости от обстановки, габаритов противника и принадлежности последнего к какому либо иному направлению боевого искусства.

Когда –то каратэ и было таким. Оно было одним из самых, если не самым, универсальным боевым искусством. Именно поэтому полиция и армия многих стран приняли его «на вооружение».

Но прошло много лет. Каратэ перестало изменяться в соответствии с развитием других боевых искусств.
И сейчас каратэ уже «не берут» в армию и полицию – оно устарело.
Нет, не морально устарело.
Оно устарело реально. Его актуальность упала, т.е. оно не способно выполнять те задачи, которые было способно выполнять ранее.

Вся проблема именно в том, что цепляние за традиции и желание сохранить всё в первозданном виде всё больше превращают традиционное каратэ в музейный экспонат.
Желание достичь уровня «древних» мастеров, делая всё по старинке, не может никоим образом привести к улучшению.
Да и уровень-то этот мифический, обросший домыслами и фантазиями, которые начинаю граничить с эпосом.

Такой подход однозначно порочен.
Во всех отраслях деятельности человека, если они претендуют на сохранение актуальности, наличествует прогресс. Всё движется, согласно одному из законов диалектики, по спирали.
Бывают откаты назад (не путать с «откатами» -взятками) и накаты вперёд, но результирующая такова, что новый виток спирали должен находиться выше, в соответствии с настоящими реалиями.

Или это будет просто вращение по кругу, которое, с неизбежным движением только вперёд, откатится в далёкое прошлое, а это регресс, а не прогресс.
Не может быть прогресс направлен в прошлое.

Так вот те, кто должен заниматься прогрессом (мастера, сенсеи и пр.), как раз наоборот – оказывают самое жёсткое противодействие развитию, отбрасывая каратэ всё дальше в историю.
Имея большой авторитет у своих последователей, они довольно успешно преуспевают в этом.

Как же спасти каратэ?
Как сохранить его актуальность?
Как сделать каратэ действительно конкурентным? Как сделать его лучше?

Задайтесь вопросом, а какие лично вы могли бы предложить способы для того, чтобы каратэ стало лучше, чем оно есть сейчас и лучше, чем оно было тогда, когда по мнению ортодоксов, жили самые крутые мастера, а каратэ было самым крутым?
Речь конечно же идёт не о спорте в чистом виде, а о боевом искусстве.

Выскажите своё мнение в комментариях к этой статье.

Лично у меня есть ответы на эти вопросы. И я, вероятно уже в тысячный раз, попробую системно их изложить.

Вот из-за этих решений многие считают, что я «топлю» за ММА, но это не так. Я ратую за некоторые подходы, которые использует ММА.

И, прежде всего, это открытость и отсутствие «консервации в нафталине».

Всегда нужно искать решения на стыках и внедрять то, что способно привести к улучшениям. 
Так и в науке большинство открытий, движущих прогресс, происходят на стыке разных наук (биохимия, астрофизика, молекулярная биология и пр., и пр.).

Ну или в совершенно новых отраслях. Но это уже иная история.
Это вообще далеко от традиций, а потому не стану брать это в качестве примера.

Какие могут быть улучшения в каратэ и за счёт чего?

Ну как пример: за счёт увеличения скорости, за счёт увеличения (или в чём-то сокращения и оптимизации) арсенала приёмов, за счёт улучшения тактико- технических характеристик приёмов (сила, жёсткость конструкции, оптимальная биомеханика, физические кондиции и пр.), стратегий и тактик, более соответствующих современному миру и обществу. Это так – навскидку…

А также «спортивное» долголетие. Т.е., активное долголетие (до самых преклонных лет) с возможностью качественного использования всего арсенала с хорошими скоростями и силой в соответствии с основными задачами боевых искусств.

И как же улучшать показатели по этим параметрам?

То, что связано с кондициями, активным долголетием и физическими параметрами решается с помощью интеграции традиционных методов подготовки с современной наукой: спортивной медициной, спортивной физиологией, спортивной биомеханикой, спортивной биохимией и прочими «спортивностями».

Причём всё «спортивное» называется так только с целью сузить круг задач до специфики физической активности, т.к. круг задач медицины, физиологии, биомеханики, биохимии и пр. гораздо шире и включает те сферы, которые даже опосредованно мало связаны с практикой боевых искусств (онкология, аутоиммунные и аллергические заболевания, вирусные инфекции, например).
С этим многие традиционщики как-то ещё соглашаются…

А вот то, что связано с актуальностью в соответствии с социальными трендами и современным условиям, в которых боевые искусства могут оставаться настоящими боевыми искусствами, способными решать те же самые задачи, что и на заре своего развития, только в настоящих реалиях, то тут немного сложнее.

Реалии очень сильно изменились. Это связано и с урбанизацией, и техническим прогрессом, и развитием общества.

Но самое важно – реалии сильно изменились в связи с мощным развитием других альтернативных боевых систем.

Мы видим быстрое развитие смешанных боевых систем как ударных, так и борцовских направлений, к коим можно отнести ММА, боевое самбо, кудо, АРБ, грепплинг и пр.
Это очень сильные и проработанные системы, которые находятся в постоянном развитии.

В связи с этим каратэ, если хочет оставаться конкурентным, должно отбросить «манию величия» и веру в свою исключительность.
Каратэ должно учитывать фактор конкурентной среды, реально оценивать сильные стороны других боевых искусств и единоборств и вырабатывать сильные стратегии для возможности эффективного противодействия другим боевым системам.

Нужно помнить, что изначально каратэ было разработано, как боевая система, способная противостоять любому бойцу, невзирая на его принадлежность к какому-либо боевому искусству.
В былые времена мастер каратэ не спрашивал и не интересовался у противника видом практикуемого тем боевого искусства.
И эффективность каратэ была обусловлена тем, что арсенал, стратегия и тактика соответствовали уровню других боевых систем, так как сама разработка каратэ происходила из необходимости противостояния более ранним боевым системам или развивающимся параллельно.

Кроме того, ограничение возможности знакомства с каратэ с другими боевыми системами, сформированными в других удалённых частях света, не могли способствовать тому, чтобы учитывать в своём развитии незнакомые техники.

Были времена, когда каратэ, как одно из самых эффективных боевых искусств, покорило весь мир.
И весь мир боевых искусств озаботился тем, чтобы противопоставить что-то каратэ.
Я сам помню те времена, когда как в отечественной, так и импортной учебной литературе по различным единоборствам противником, против которого нужно было что-то предпринимать, был человек в ги с чёрным поясом, который атаковал с использованием техники каратэ.

И вот настало время, когда весь боевой мир ознакомился с техникой каратэ и разработал стратегии, тактики и техники противодействия каратэ.
И каратэ утратило свой священный ореол. И принятое раньше на вооружение во многих армиях и полициях мира как эффективнейшая система боя, уступила первенство системам, которые способны быстро и динамично отвечать на запросы изменяющимся реалиям (АРБ, боевое самбо, крав мага и пр.)

Произошло это по одной единственной причине – незыблемое стремление сохранения традиций там, где это вовсе неуместно, если речь идёт об эффективном боевом искусстве.

В современном мире много боксёров, самбистов, борцов самых разных течений.
И каратэка должен уметь реально противостоять им всем.
А для этого нужно от бросить в сторону самообман, уповая на то, что изначально в технике каратэ есть для этого всё необходимое.
Возможно раньше и было, но в реалиях сегодняшнего дня — нет.

Нужно отдавать себе отчёт в том, что в каратэ чрезвычайно слаб институт партера, и стоит оказаться по любой причине не на двух ногах, а на четвереньках, лёжа на боку или животе, сидя на ягодицах и пр. ситуациях вне характерной стойки, из которой берётся базовая сила большинства приёмов, и арсенал сократиться настолько, что реальный большой мастер может превратиться в боксёрский мешок или борцовский манекен для того, кто знает и понимает, как действовать в подобной ситуации.

Поэтому для эффективного противодействия в такой ситуации необходимо вводить в технический арсенал дополнительные приёмы. Нужно понимать динамику этих техник, умело противодействовать им в такой степени, чтобы не дать реализоваться противнику и суметь применить свои наработки.

Повторюсь. Многие боевые искусства сильно эволюционировали. Поэтому, если каратэ хочет эффективно конкурировать с ними, то придётся вводить корректировки в соответствии с теми трендами, которые развивают боевые искусства особенно активно последние 50 лет.

Что-то необходимо добавить, а что-то и выбросить за ненужностью.
С последним, впрочем, торопиться не обязательно, — выкинуть никогда не поздно. Можно сохранить, в конце концов, в качестве дани традициям.
А вот добавить многое просто необходимо.
Каратэ от этого не потеряет, а только обогатится.

Именно в этом и заключается прогрессивная эволюция любого боевого искусства.

Даже на примере того же самого каратэ.

Если взглянуть ретроспективно, то до того времени, когда сформировались те стили, которые сейчас считаются традиционными (например, шотокан, годзю рю, шито рю и пр.), и даже те, которые можно отнести к ортодоксальным, то можно увидеть, что они сформировались путём добавления в китайские направления новых техник и отбрасывания множества элементов из тех же стилей китайского ушу, которые были отброшены за ненадобностью в текущих временных реалиях.

Техника китайского ушу очень богата.
Так что можно сказать, что каратэ в своём развитии обеднило технику китайского ушу до минималистичного, но крайне эффективного примитивизма на пользу тем реалиям, которые были в те времена.

А сейчас другие времена и иные реалии. И снова нужно модифицировать каратэ – что-то убирать, а что-то добавлять.

Вот самая главная стратегия развития современного каратэ.

Так вот, когда я привожу в пример МАА, то самое основное, что я имею в виду – это стремительное развитие этого смешанного направления.
Это молодое единоборство ловко и умело занимается интеграцией всех известных стилей и направлений. Этого у них не отнять.

Есть здесь и отрицательный момент – мы можем часто видеть бойцов, которые берут опытом, силой и выносливостью при часто посредственной технике.
Нахватавшись по верхам они довольно уверенно и смело вступают в противоборства с представителями самых разных направлений, доставляя тем крайние неудобства своим разнообразием и умением повернуть поединок в удобное для себя русло, но неудобное для противника.
Это приводит к тому, что противник, пойдя на поводу, начинает зеркалить активность. Но, учитывая то, что она для него неорганична, как правило проигрывает бой.

Да и не весь ММА такой. Есть методисты и технари, которые чётко структурируют технику разных единоборств и умеют филигранно её исполнять.
Что-то из каратэ, что-то из БЖЖ, что-то из бокса и т.д. Они не изменяют её, но адаптируют в соответствии с тем, что этому может противопоставить противник.
Так почти любой классический удар ногами в верхний уровень будет иметь нюансы в моменте времени его применения и манере исполнения в связи с возможностью прохода в ноги от борца.

Так и мастера тхэквондо многие удары ногами наносили бы иначе, если бы существовала реальная угроза получения полновесного удара в голову рукой. Это в качестве примера.
Дело в том, что и каратэки не готовы ко многим видам техники других боевых направлений.

Опять же, в большинстве традиционный стилей каратэ отсутствует в регулярной практике такая техника, как лоу кик, что иногда приводит к беспомощности в противостоянии с теми, кто наряду с пониманием техники каратэ прекрасно владеет этим приёмом.

________________________________________

www.makiwara.ru — КАМЕРТОН ШИЛОВА
www.mbs.makiwara.ru – макивара Бадюка-Шилова (МБШ)www.budoshin.ru/kulak — Железный кулак
www.budoshin.ru/iron_shank — Железная голень www.steelhands.budoshin.ru — Стальные руки www.markt.budoshin.ru/wppage/makiwara-startingMAKIWARA STARTING
Nuanses for Makiwara — (мини-курс, часть курса MAKIWARA STARTING)

________________________________________

Считается, что изначально в каратэ всё это есть. 

Но на самом деле оно есть только в теории.
Потому что оно не нарабатывается многократно и специально, и тем более не применяется в свободном, пусть и дозированном по контакту, спарринге.

Так вроде в каратэ есть и амплитудные броски, и даже элементы партера. Но что это тренирует в полном объёме?

Приведите в пример хоть один семинар по традиционному каратэ, где объясняется, как выйти из положения под противником, лёжа на спине. Не увидите нигде.
Обычно рассматривается всё наоборот – каратэка всегда добивает сверху своего противника.

Что это за мания величия такая? Что за гордыня? Почему принято считать, что каратэка не попадёт в такую «недостойную позицию»? А кто тогда в неё попадает?

Это сродни рассуждениям обывателей, которые считают, что любые неприятности происходят только с другими. С ними-то этого никак не может случиться.
А с кем же тогда это случается? Ведь ни один человек, попавший неожиданно в чрезвычайную ситуацию, не думал, что это произойдёт с ним здесь и сейчас.
Так и водила-лихач считает, что он такой великий мастер, что с ним ничего плохого не произойдёт, ведь он мастер, а проблемы бывают только у неудачников.

Вот и большинство каратэков «веруют» в то, что только они будут бросать и не будут падать, что они не окажутся с боксёром на неудобной для себя дистанции и всегда сумеют избежать прохода в ноги от борца.

Не нужно считать, что если, например, ключевая компетенция шотокановца на длинной дистанции, и он умеет легко держать эту дистанцию, то не найдётся такой, который эту дистанцию сумеет сократить.
Да, шотокановец будет стараться держать свою дистанцию, но есть масса факторов от физического ограничения пространства до высокого мастерства противника или их количества, которые сломают ваш план на бой.

Или пропущенный лоу кик, который может запросто ограничить подвижность и заставить искать не то что победы, а хотя спасения в иной тактике и поединка и других техниках. И горе, если их нет в арсенале.

Где ищет спасения боксёр, пропустивший удар? Да в «обнимашках» с противником, в клинче и связывании рук.
Вам не кажется, что это спасение в борьбе, пусть и стойке?

Резюме:

Если хочется сохранить каратэ, как боевое искусство, то его необходимо адаптировать в соответствии с реалиями. Каратэ при этом не пострадает, а только приобретёт.
Да, может оно станет немного иным, чем то, которое было 100 лет назад, которое делали «деды».
Но ведь и то каратэ, которое делали «деды» уже не было похоже на то каратэ, которое делали их деды.
Но вот они-то по этому поводу не комплексовали, потому, что для них важно было боевое искусство.
А для современных ортодоксов чаще важно не само боевое искусство, а сохранение наследия и традиций столетней давности.

Не стОит подменять одно понятие другим.
Что для нас важнее сохранить – незыблемые традиции или суть боевого искусства?
Об этом следует задуматься каждому адепту каратэ.

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Мастер Спорта России,
5 DAN Karate WFF, Тренер по ММА
Врач: ортопед-травматолог,  хирург, мануальный терапевт

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии закрыты.