Окт 24

Правильные и неправильные ката — это как?

Автор: admin | Категория: ВИДЕО, Каратэ, КАТА, Обсуждения, Рассылки, Старое и новое | Опубликовано: 24-10-2018

Совсем недавно встретил критику ката Каминари (Фудокан) от одного адепта каратэ. Не смог не ответить. Сам не знаю почему, но захотелось вступить в полемику, чтобы найти какое-то зерно истины, внести поправки в своё понимание, если аргументы оппонента окажутся убедительными, или, наоборот, — утвердиться в своём мнении ещё крепче.

Ну, для начала, нужно определится в предмете полемики.

Итак, ката Каминари.

Вот эта ката в исполнении Основателя стиля Фудокан Илии Йорги
(ну, не в лучшем своём исполнении именно на этом видео, но другого не нашёл)

А вот это уже в моём исполнении
(снимали «скрытой камерой» 😉 на моём дантесте на 5 Дан)

Ну, так и что же не понравилось в этой ката «моему коллеге по цеху»…

Давайте посмотрим.

Александр Матюшевский. Какой-то странный Ката. Нарушен весь алгоритм движения что присущ Ката вообще ив принципе. Что за форма?

Михаил Шилов. Расскажите пожалуйста подробнее об алгоритмах движения, «что присущ Ката вообще ив принципе»?
Что за алгоритмы?
А то вот 30 лет делаю ката. В том числе и на соревнованиях по ката побеждаю иногда. Но вот никак не пойму какие же алгоритмы в каминару нарушены.
Вероятно те, о которых не знаю.
Реально, просветите пожалуйста. А то «мужики-то не знают». По крайней мере многие…

Александр Матюшевский. При многократном повторе Ката мы замечаем некую последовательность в движениях, некие правила построения комбинаций. Обычно эти правила едины для всех Ката что по происхождению с Окинавы. Но и китайские исключением не являются. Если замечаем нарушения, то обычно, при более детальном рассмотрении и сравнивании с более старыми прототипами, понимаем кто и что в них наменял, и даже причины этих изменений (если конечно были идеи, а не от непонимания). К примеру Ката созданные Асаи сенсеем подчиненны этим правилам. Очевидно что мастер понимал суть и назначения форм. А вот идеи что пытался передать, это дело другое. Правила просты — это последовательность тех. приёмов. Это или очень просто и сразу понятно, ну или требует небольшого спец. рассмотрения и потом всё равно всё становится понятным. Все приёмы строятся на опр. основе, баз. приёмах — Учи-уке и Гедан-барай. Последовательное чередование является общим правилом. Самый сложный приём имеет в Ката эту же основу. А так как суть, применение Учи и Гедан Барай всем известна и понятна, то и «как это работает» становится очевидным. Это на столько просто что бывает трудно понять. В моих роликах постоянно демонстрирую на примерах Оё Бункай алгоритм (правила) Ката. Осс!

Михаил Шилов. Александр Матюшевский сорри. Извиняюсь, туповат. Не смог понять агоритмов. Знаю 26 ката шотокан, почти все в фудокан и несколько из окинавских направлений, но никак не словлю к примеру общего алгоритма ката текки и ганкаку, например, или чинтэ и нидзюшихо, вашиномай и канку, хангетсу и мейкьё и пр. и пр.
И это только в шотокан.
А если сравнивать межстилевые…
Санчин и хейаны, сеенчин и эмпи….
Есть общие базовые принципы генерации силы, равновесия и баланса в перемещениях, дыхания, построения жёсткой трансмиссии и пр.
И вот они, как я вижу, могут ложиться на самые разные формы, в том числе и новоделы. Т.к. физиология и биомеханика диктует соблюдение этих принципов для эффективности.
В некоторых стилях акценты одних принципом преобладают над другими. Поэтому, если мастер годзю рю будет делать ката из шотокан, то специалист это сразу отметит.

В качестве примера приведу своё исполнение ката Сеенчин, которое очень отличается от общепринятого в окинавских направлениях.


Но какие-то общие алгоритмы построения рисунка ката диктуются только представлением аппликации, т.к. бункай.
Несколько кихонных связок, имеющих реальную аппликацию, увязываются в одну форму — вот и готово ката.
Если уж на то пошло, то смысл отработки «старых» ката только в сохранении традиций. И нет ничего плохого в разработке новых форм, если в них соблюдены все принципы, о которых я рассказал выше.

В общем, аргументы оппонента мне показались совсем неубедительными. 
Считаю, что нельзя и даже вредно догматизировать ката, как незыблемые формы, а, тем более, ограничивать интерпретации, аппликации и бункай какими-то ограниченными алгоритмами. И уж точно не нужно искать связи в виде единых алгоритмов для всех ката, потому, как их там попросту нет.

 

© Михаил Шилов (malleus maximus)
Мастер Спорта России, 5 Дан WFF
Врач: ортопед-травматолог, 
хирург, мануальный терапевт

____________________

Понравился материал?
Тогда пожалуйста сделайте следующее…
1. Поставьте «лайк».
2. Сделайте ретвит.
3. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях.
4. И конечно же, оставьте свой комментарий :)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии закрыты.


Я в Твитере