Окт 29

Нужно ли анализировать то, что говорят Сенсеи и Учителя?

Автор: admin | Категория: Мастера, Обсуждения, Опыт мастеров, Рассуждения, Рассылки, Старое и новое | Опубликовано: 29-10-2014

Мой коллега, мастер Окинавского Годзю рю  на одном из своих ресурсов выдал такую сентенцию, о которой мы с ним немного подискутировали.
Я не буду расписывать весь диалог. Да это и не нужно…

Я просто изложу его пост, в котором скрыт вопрос для для каждого и представлю своё личное мнение по этой проблематике…

гуру с ученикомОтношения учитель и ученик — это акт обоюдной ответственности, а не игра в одни ворота. Говоря языком юриспруденции — ученик доверяет, а учитель принимает это доверие осознавая, как последствия этого шага, так и связанные с ним обязательства. С этого момента он, учитель с возрастающей силой влияет на жизненные взгляды и принципы своего подопечного, независимо от желания последнего.
Зарисовка: Один раз знакомый практик боевых искусств сказал мне — все эти разговоры про учителей и их влияние азиатские сказки, которые не катят, когда речь заходит о нас, критичных и цивилизованных европейцах (это мы то европейцы))). Вот например я, сказал мой собеседник, каждое слово моего учителя подвергаю беспощадному анализу. После этого я задал ему вопрос, после которого он ушел думать. Я спросил — и как много людей в твоей жизни каждое слово которых ты подвергаешь беспощадному анализу?

Богдан Курилко

 

А вот что я думаю по этому поводу

МорихейСтранно, что он так этим озадачился 😉 Ответ на поверхности для прагматика — чем сильнее влияние и чем большее значение имеет то, что ты потенциально готов принять, тем беспощаднее анализ.
Следовательно,  и людей таких  немного. Например, президент страны, гуру, Учитель, наставники, которых считаешь важными, даже друзья и родные. Это ни в коей мере не отменяет доверие.

Инь-ян…
Говоря "юридическим языком", именно, если мы доверяем, то заключаем договор, по которому несём обязательства. И именно поэтому, чем он важнее, тем детальнее мы вникаем в нюансы и тонкости, подвергая их "нещадному анализу".
Но… Если бы изначально доверия не было бы, то о заключении договора даже бы и речи не зашло.
Именно те, кто подвергали анализу "данное Учителями", были теми, кто развивал и продвигал… Те же, кто слепо перенимали всё от своих учителей, не подвергая критике, в лучшем случае становились прекрасными подражателями, в худшем — блеклыми тенями…
Все стили каратэ, которые мы сейчас имеем (хоть ортодоксальные и традиционные, хоть новоделы по типу кёкушина или кудо) были созданы теми, кто, подвергая анализу данное учителями, вышли из "ареола Учителей", создал новое и продвинулся дальше. Только такие и делают историю 🙂

сектаАнализировать, пусть и ошибаясь — это важнейшее право человека. Если этого не делать, если не совершать свои ошибки и не учиться на них, то никогда не понять истины. Человек, не способный пропускать всю информацию хотя бы через сито здравого смысла становится объектом манипуляций и частью стада.
Боле того, понять по-настоящему, прав ли учитель, можно только ошибившись, отступив от истинной, декларируемой им доктрины… или наоборот, — можно развенчать её.
Может Мастер умело и мастерски десятилетиями "забивает гвозди телевизором", как делал его учитель тоже (и учитель его учителя). Он этому может и ученика научить, если тот, не анализируя, будет слепо следовать всем указаниям.

Возможно я открою секрет кому-то, но истинные Мастера многому учатся у своих талантливых и анализирующих учеников.
Как писал топикстартер, процесс-то взаимообразный. Поэтому-то Учителя и стали настоящими учителями 😉 А иначе, это просто наставники, лекторы, проповедники, но не Учителя.

МБШ и Хигаонна 2Когда Учителю Хигаонне Серёга Бадюк подарил макивару МБШ, мастер глубоко и серьёзно вникал в суть и принципы работы именно на этом на снаряде. То же самое было и с Мастером Тераучи и макиварой Камертон.
А вот некоторые слепо следующие  "доктринам" их ученики сразу отвергли эти снаряды, даже не вникая в суть.

Я думаю (ИМХО), что Настоящий Учитель ждёт "диалога". Ему тоже нужна "свежая кровь" и идеи. А откуда ему их брать. Его учителя может уже и почили. Значит только от лучших учеников. И если последние будут просто смотреть мастеру в рот, боясь или не желая высказывать идеи, подвергать сомнению устаревшее и т.п., то это тупиковая ветвь и разочарование для Учителя.

Мой Учитель, Илия Йорга, весьма поощряет тех своих учеников, которые мыслят и анализируют. Он говорит, что сам растёт рядом с ними, а они наталкивают, как на новые идеи, так и более глубокое понимание нюансов уже существующих аспектов, которые не были открыты его Учителями, не знавшими этого не в силу слабости ума, а в силу того, что база знаний постоянно растёт, и появляются новые факты, знания и т.п., вводящие новые корректировки во всю понятийную базу боевых искусств.

Михаил Шилов (MALLEUS) & BUDOSHIN

www.budoshin.ru – Первый научный сайт о боевых искусствах
www.budo-blog.ru  — Блог М.Шилова
www.makiwara.ru  — КАМЕРТОН ШИЛОВА
www.mbs.makiwara.ru – макивара Бадюка-Шилова (МБШ)
www.budoshin.ru/kulak — Железный кулак
www.budoshin.ru/iron_shank — Железная голень
www.steelhands.budoshin.ru — Стальные руки
www.markt.budoshin.ru/wppage/makiwara-startingMAKIWARA STARTING
Nuanses for Makiwara — (мини-курс, часть курса MAKIWARA STARNING)

www.doctorshilov.com – блог докторов Шиловых

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Я в Твитере